четверг, 18 ноября 2010 г.

И хочется и колется (и болит, и матушка не велит). Как / куда ни кинь, всё клин. אוֹי לִי מִיוֹצְרִי וְאוֹי לִי מִיִצְרי

И хочется и колется (и болит, и матушка не велит). Как / куда ни кинь, всё клин. אוֹי לִי מִיוֹצְרִי וְאוֹי לִי מִיִצְרי Горе мне от Бога, (который сотворил меня), и от злого начала, (которое живёт во мне) – так в трактате ברכות סא очерчена вечная проблема человека – проблема доброго и злого начал. Раши позже добавил, что человеку всегда плохо, что бы он ни выбрал. Если он пойдёт на зов хорошего начала, добра, то его будет грызть злое. А если пойдёт со злом, то добро будет его преследовать своими укорами. Так и колеблется человек между добром и злом, между «хорошо» и «плохо», между «хочу» и «надо». Эти колебания и описывает наше выражение. Проблемы добра и зла знакомы людям с давних времён, попытку обяснить их возникновение мы находим уже во второй главе самой первой книги Бытие древнееврейского Танаха, позже превратившегося в Библии в Ветхий завет. Добро и зло существовало в мире и прежде – так говорится в этой главе, - поскольку дерево познания добра и зла росло в райском саду ещё до того, как там появился первый человек. Отведав его плоды, человек только узнал об их существовании, он поплатился за это знание ещё и тем, что эти вопросы стали занимать его душу, требовать решения. Авторы Танаха видели это решение в религии, в соблюдении человеком определённых и жёстких правил, которые помогут ему найти верное соотношение между добрым и злым началами, которые живут в нём. Естественно, что эту проблему не обошли и философии параллельных культур. Ею занимались Сократ, Демокрит, киник Диоген Синопский. Хотя и говорят, что время всё расставит по своим местам, но здесь оно, очевидно, бессильно, эта проблема до сих пор так и не нашла своего однозначного решения, если только оно существует. Здесь каждый выбирает сам, хотя общество прикладывает огромные усилия, чтобы облегчить этот выбор: общество создало закон и право, мораль и этику, мощную культуру, сделать человека лучше стремится религия.